Выключить
(913) 943-20-12
 
Публикации
Статьи
 
Книги и программы
География деятельности центра
Twitter
 
 

Организационные расстановки: шаг на пути к успеху (интервью с Яной Евсеевой)

27.07.13 | Просмотров: 2418 | 

Мир бизнеса динамичен и изменчив: одни компании рушатся, другие процветают, третьи существуют в изматывающем ритме взлётов и падений. Но зачастую истинная причина этих процессов остаётся скрытой, что не даёт возможности действовать эффективно и выйти на желаемый уровень развития. Организационные расстановки – уникальная возможность диагностировать ситуацию в компании, исследовать возможные пути развития, открыть двери для трансформации и роста.

Датой рождения организационных расстановок можно считать 1995 год. В Австрии Берт Хеллингер был приглашён участвовать в проекте для одной международной компании. Будучи занят другими исследованиями, он не смог уделить достаточно внимания теме системной работы в организациях и обратился к Гунтхарду Веберу, чтобы тот продолжил работу в данном направлении. Полученные результаты стали стимулом для дальнейшего развития метода, и сейчас Вебера по праву считают «отцом» организационных расстановок.

Сегодня гость номера – системный расстановщик и организационный системный консультант Яна Евсеева, преподаватель и тренер Института Консультирования и Системных решений (Москва), координатор международной обучающей программы по системным расстановкам с приглашением тренеров с мировым именем из Германии и Швейцарии.

- Яна, чем является расстановка лично для Вас?

- Я – расстановщик, и расстановка – это основной метод, который я использую в своей профессиональной деятельности. Но на самом деле для меня это гораздо больше, чем метод работы. Для меня это также философия, способ восприятия и исследования мира. Благодаря законам, выявленным Бертом Хеллингером, а также благодаря знаниям, полученным через расстановочную работу, я воспринимаю мир как красивый и гармоничный, в котором всё – абсолютно всё – имеет право на существование. Мы привыкли всё существующее делить на чёрное и белое, на хорошее и плохое. На самом деле это только игра ума, и нет ни плохого, ни хорошего, всё во Вселенной просто ЕСТЬ.

Как правило, мы предпочитаем смотреть на то, что считаем «белым», исключая «чёрное». И тогда «чёрное» всё больше начинает приходить в нашу жизнь. Говоря о человеке, что он – плохой (возьмём, к примеру, алкоголика или преступника), мы тем самым исключаем его. И в ответ жизнь даёт нам именно таких людей, и будет давать до тех пор, пока мы их не примем. Любая живая система стремится к целостности и выживанию, поэтому борьба и неприятие только увеличивают степень присутствия в жизни того, что мы исключаем.

- На кого ориентированы организационные расстановки?

- Организационные расстановки ориентированы в большей степени на владельцев бизнеса, руководителей компаний и подразделений, учредителей, инвесторов, менеджеров высшего и среднего звена. Также они могут быть полезны для сотрудников организаций, если они желают определиться со своим местом в организации.

- На какие вопросы можно найти ответ с помощью организационной расстановки?

- Во-первых, расстановка – это диагностический инструмент. Она отвечает на вопрос: «Что происходит в организации?». Ведь организация – как чёрный ящик. Иногда мы попросту не представляем, что происходит там на самом деле. Расстановка выявляет все скрытые тенденции и позволяет увидеть реальность на любом иерархическом уровне организации и в организации в целом.

Во-вторых, это инструмент моделирования будущего компании и инструмент изменений. Например, можно посмотреть, какая продукция лучше пойдёт на рынке? Что случится, если объединить два подразделения? Как повлияют кадровые перестановки на будущее компании? Какое название выбрать для нового продукта? В каких городах лучше реализовывать товар? Какого ценового диапазона стоит придерживаться? Где искать клиентов? Как повлияют планируемые изменения в организационной структуре и бизнес-процессах на эффективность компании в целом?

Можно увидеть, кто из кандидатов лучше подойдет на определенную должность, исследовать, к чему приведут новые идеи и сценарии развития бизнеса, какие есть ресурсы для роста компании. И это далеко не всё.

- В каких ситуациях руководителям следует обратиться к организационной расстановке?

- Таких внешних «симптомов», указывающих на системное нарушение в организации, достаточно много, например:

- сотрудники работают над определенной задачей много лет и никакие усилия не помогают;

- неясные причины снижения доходности и невыполнения планов продаж без видимых причин;

- высокая текучесть кадров;

- скрытые конфликты, которые трудно обозначить и описать;

- нездоровая конкуренция сотрудников;

- подчинённые «не видят», не воспринимают, а порой и игнорируют лидера;

- ощущение «болота» в организации, размытость целей;

- сменилось много квалифицированных сотрудников на определенной позиции, и никто не справился с работой;

- сотрудника, прекрасно справляющегося с обязанностями, делают «козлом отпущения»;

- успешный опытный руководитель в новой организации терпит крах;

- напряженность и выгорание на работе;

- отделы, связанные цепочкой бизнес-процесса, на самом деле не взаимодействуют или ведут себя как отдельные «княжества», у сотрудников есть чувство, что их не слышат и не понимают.

Это далеко не все признаки нездоровья организации. Важно понимать, что в здоровой компании есть единая цель, подцели, ведущие к достижению главной цели, каждый сотрудник находится на своём месте и выполняет свои обязанности. Компания выполняет те задачи, ради которых она была создана. В здоровой организации есть живой обмен с внешним миром: её продукт нужен, востребован, клиент стремится приобрести его. Тогда оборот растёт, а организация крепнет и процветает.

- Почему руководители приходят на организационные расстановки?

- По моим исследованиям, организационная расстановка привлекательна руководителю именно тем, что за короткое время позволяет увидеть правду: ясную картину того, что происходит в организации, в конкретном отделе или во взаимоотношении с сотрудником. Расстановка помогает увидеть руководителю направление, в котором нужно двигаться, позволяет принять оптимальное решение, из расстановки становится ясно, где именно существует конфликт – внутри самого руководителя или это конфликт сотрудников. В расстановке видно, кто из работников вносит в организацию хороший вклад, кого лучше уволить, следует ли набирать новых сотрудников, какое количество сотрудников необходимо для выполнения определенной задачи, например, в отдел продаж. Можно решить вопросы ценовой политики, увидеть, в какое направление лучше вкладывать деньги, предусмотреть возможные риски развития бизнеса. Расстановка даёт ответы на многие вопросы, связанные с выбором: строить офис или арендовать? какое место для офиса выбрать? какая стратегия приведёт к достижению цели? в каких городах открыть производство? будет ли оно экологично? Руководитель, сделав расстановку, и ответив на свои вопросы, может сэкономить миллионы.

- Яна, Вы можете поделиться опытом в решении конкретных проблем, с которыми обращались к Вам клиенты?

- Да, конечно. Например, руководитель компании обратился с запросом диагностировать ситуацию по одному из направлений своего бизнеса: специалисты в направлении квалифицированные, продукция качественная и востребована на рынке, но по неизвестным причинам не продается, направление терпит убытки. В расстановке проявилась интересная картина: новый начальник отдела продаж не может найти себе место. А руководитель направления злится на него и делает «козлом отпущения». Выяснилось, что новый руководитель отдела продаж раньше работал в этой же организации в другом подразделении, возглавляя отдел продаж, и проявил себя как высокоэффективный руководитель. Три года назад ему предложили более выгодные финансовые условия, и он ушёл работать в другую компанию. Некоторое время назад он по приглашению генерального директора вернулся обратно, ему дали другую должность - директора по развитию, а затем перевели на должность начальника отдела продаж нового направления в подчинение к руководителю, который раньше был у него в подчинении как рядовой менеджер по продажам. Генеральный директор компании пренебрёг одним из основных принципов: если сотрудник уходит из организации, то принимать его обратно не нужно. Хотим мы этого или нет, но законы работают независимо от нашего согласия с ними. В результате вернувшийся сотрудник энергетически блокировал всё систему.

После диагностики мы решили смоделировать ситуацию: «Что произойдёт в направлении, если новый начальник отдела продаж покинет организацию?». Когда его вывели из поля системы, то в систему пришла энергия, появился интерес клиентов к продукции, все сотрудники оживились и начали ясно видеть цель и двигаться в направлении к ней.

А вот пример разрешения конфликтов, причина которых для руководителя компании была непонятна. Начались эти конфликты в тот момент, когда сотрудницу, нанятую в качестве руководителя проекта «Оптимизация бизнес-процессов», перевели на должность руководителя отдела персоналом. На новом рабочем месте сотрудница продолжала бессознательно выполнять функции оптимизатора бизнес-процессов, что и явилось скрытым источником конфликтов. Решение заключалось в том, чтобы сотрудница осознала происходящее и границы своих новых функций и отказалась от старых.

Интересен случай, когда коммерческий директор и соучредитель фирмы обратился с запросом: уйти ему из организации или остаться? Расстановка показала, что генеральный директор компании в своё время украл идею у одной из иностранных фирм. Создав собственное дело, он просто дал другое имя украденному продукту, незаконно присвоив на него права. И тогда в компании появился человек, который энергетически хотел «убить» генерального директора. Этим человеком и явился соучредитель, обратившийся за помощью. Его казалось бы немотивированная злость стала своеобразной компенсацией того, что виноватый в воровстве руководитель не признавал свою ответственность за воровство идеи. В таких случаях в среде сотрудников часто появляется скрытый агрессор, призванный восстановить справедливость.

- В чём сложность и своеобразие организационных расстановок?

- Сложность и своеобразие организационных расстановок связаны с тем, что структура компании может в течение ее жизни постоянно меняться, а также могут меняться и цели организации. Также сложность орграсстановок в том, что через организационные расстановки могут проявляться несколько систем, например, семейная система руководителя и сама организация как система. Непроработанные в семье проблемы могут перенестись на организацию. Например, семейная динамика «агрессор-жертва» у руководителя может привести к тому, что в компании его отношения с сотрудниками сложатся по этому принципу.

Бывает, что при наличии у руководителя непринятых абортированных детей организация либо сотрудники организации идентифицируются с этими детьми. Благоприятное развитие бизнеса в этом случае просто невозможно.

Если, например, у руководителя умер один из родителей и он (руководитель) следует динамике «Я уйду вслед за тобой» и хочет умереть, то его организация тоже начинает «умирать». Процветает бизнес там, где руководитель любит жизнь, постоянно растет и развивается, создает новое. И организационные расстановки – это один из эффективных инструментов нахождения оптимальных решений в бизнесе через системное восприятие реальности.

Интервью проводила Ирина Тараторкина для журнала "Шагни за горизонт"


 

 
Афоризм дня
Рассылка
Подписаться
Новости
[02.08.2017]
Начало новой Международной программы обучения семейным расстановкам в Новосибирске с 15 декабря 2018! Поток 2018-2020

Начинается набор на новый поток обучения системным семейным расстановкам в Новосибирске по международной программе с ведущими системными терапевтами из Германии и России. Начало обучения 15-20 декабря 2018 г.
 
[02.08.2017]
Начало новой Международной программы обучения семейным расстановкам в Новосибирске с 10 ноября 2017!

Начинается набор на 3-ий поток обучения системным семейным расстановкам в Новосибирске по международной программе с ведущими системными терапевтами из Германии и России. Начало обучения 10-15 ноября 2017 г.
 
[01.08.2017]
Проводится набор на сертификационную программу по кинезиологии "Целебное прикосновение" в Новосибирске с 23 сентября 2017.

Начало обучения 23-25 сентября 2017. Программа включает четыре модуля по 3 дня. По окончании выдается Международный сертификат. 
Личный кабинет
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация